IT-компании в кино и сериалах — это райские места, где большую часть времени сотрудники пьют смузи и отдыхают в релакс-капсулах, получают за это миллионы долларов и ежедневно совершают технологические прорывы. Как работа в крупной IT-компании выглядит на самом деле, рассказала Екатерина Вострилова, директор по маркетингу IT-компании Kode.
В сериале «Кремниевая долина» первым офисом команды становится дом одного из персонажей — Эрлиха. Герои называют его бизнес-инкубатором. Но по факту это просто жилой дом, комнату в котором можно получить, отдав Эрлиху часть компании.
Многие бизнес-инкубаторы работают по такому принципу. Учитывая стоимость недвижимости в Долине, где сосредоточены все IT-гиганты и венчуры, предложение Эрлиха конкурентоспособно.
В том же сериале показан офис вымышленной компании Hooli, которую считают прототипом Google. Он представляется как место, в котором сотрудники больше отдыхают, чем работают: они спят в крио-капсулах, пьют смузи, отдыхают в парке во время рабочего дня.
Комфортный офис, больше похожий на пятизвездочный отель, показан и в фильме «Кадры». Главные герои Винс и Оуэн хотят устроиться на работу в Google, потому что слышали, как там заботятся о сотрудниках. В офисе компании есть тренажерный зал, кухня с бесплатной едой и зоны отдыха.
Крупные IT-компании действительно предлагают огромное количество нематериальных бонусов, среди которых продуманная и функциональная среда для отдыха. Но вряд ли кто-то целый день спит или просто гуляет в парке. Как правило, такие зоны нужны для быстрого восстановления сотрудников, работа которых связана с большим интеллектуальным трудом.
IT-компании дают фору любым другим по части заботы о сотрудниках. Никого уже не удивишь бесплатными печеньками или кофе. Работодатели создают комфортную среду и предлагают широкий спектр нематериальных бонусов, чтобы топовые программисты выбрали работу именно в их компании: ДМС, занятия спортом, вечеринки, развитие и обучение за корпоративный счёт.
По мнению сценаристов фильма «Кадры», попасть в IT проще всего через стажировку. Два друга за сорок теряют работу и решаются на стажировку в Google. Они занимались продажами и ничего не понимают в технологиях, но очень хотят поменять свою жизнь.
Это правда, что стажировка — самый простой способ войти в IT. Большинство компаний проводит стажировки, чтобы нанять талантливых кандидатов без большого опыта в реальных проектах.
В фильме «Кадры» стажировка показана как соревнование команд, но в реальности она предполагает обучение и менторинг со стороны сотрудников. Ведь задача стажировки — не только оценить кандидатов, но и дать дополнительные знания и опыт.
На собеседовании Винсу и Оуэну предлагают решить задачку, на первый взгляд не имеющую никакого отношения к их будущей работе: представьте, что вы монетка и попали в блендер, а блендер включили. Что вы будете делать?
Героев сериала взяли на стажировку, несмотря на то, что они не ответили ни на один вопрос, показывающий уровень развития их хард-скилов. Обычно IT-компании оценивают, насколько кандидаты способны к развитию и обучению. Поэтому на стажировку можно прийти без глубоких знаний конкретных инструментов или продуктов. Попасть в IT на стартовые позиции благодаря хорошо развитым софт-скилам возможно, хотя это сложнее.
Высокая конкуренция за место в IT-компании — ещё один стереотип, согласно которому некоторые компании готовы прибегать к неэтичным способам отбора. В фильме «Соцсеть» есть сцена, где герои пытаются взломать чужой сервер, чтобы показать свой уровень конкурентоспособности в профессии.
Сейчас такие действия скорее вызовут вопросы к этике кандидата и его умению работать в команде. Программирование — высококонкурентная среда, но соревнования проходят более цивилизованно: в виде хакатонов, чемпионатов по спортивному программированию или предложений решить техническое задание во время отбора на вакансию.
Ещё недавно при упоминании программистов в голове возникал образ гика в очках с толстыми линзами и свитере. Затем визуализация этого образа стала более конвенциональной, но небольшая доля «инаковости» в ней осталась.
Например, в сериале «Кремниевая долина» в команде Ричарда два программиста: бэкэндер Гилфойл и джавист Динеш. Оба персонажа построены на стереотипах о профессии. Например, Гилфоил носит хвост и любит сатанинскую музыку. Динеш, напротив, любит популярные марки автомобилей и быть в центре внимания.
CEO корпорации Hooli Гевин Белсон из этого же сериала использует эксцентричные способы избавления от стресса: медитирует в любой непонятной ситуации, заводит себе личного гуру, увлекается интервальным голоданием.
Возраст IT-специалистов также не ограничен узкими рамками. Винс и Оуэн из «Кадров» в первый день понимают, что старше остальных стажеров примерно в два раза. А люди их возраста занимают исключительно высокие управленческие позиции.
Несколько лет назад средний возраст сотрудников IT-компаний не превышал 28 лет. Сейчас легко можно встретить 40-летнего разработчика — это не будет чем-то необычным.
В конце стажировки Винса и Оуэна один из ключевых сотрудников Google произносит речь в защиту героев. Он недоволен тем, что ему пришлось сказать много слов перед большим количеством людей.
Это правда: в IT-среде много интровертов, предпочитающих уединение. Коллеги и работодатели относятся к этому бережно и с пониманием. При этом никто не будет критиковать или отвергать экстраверта за его активность и желание быть в центре внимания. IT до сих пор — одна из самых принимающих и понимающих сфер, в которой людей оценивают за работу, а не за личные качества.
В какой-то момент Джаред, правая рука Ричарда из «Кремниевой долины», предлагает команде работать по методологии SCRUM. Между членами команды начинается соревнование: кто быстрее и круче закроет задачи.
Многие IT-проекты действительно работают по этой методологии или используют отдельные ее подходы. В сериале довольно правдиво показана работа по SCRUM. Разница только в том, что герои используют стикеры и доски, хотя реальные IT-компании уже давно перешли на цифровые инструменты.
Соревнование между героями выглядит немного преувеличено. Конечно, есть команды, где дух соперничества драйвит процесс. Но обычно IT-команды понимают важность каждой роли и стараются работать в одном темпе, чтобы проект двигался равномерно и логично.
Однажды сотрудник Hooli оставляет прототип смартфона компании в кафе. Такое действительно случалось у Apple. Известно, что прототип iPhone до официальной презентации несколько раз забывали в баре.
В фильмах герои запросто подключаются к сторонним сервисам и IT-инфраструктуре, не задумываясь о последствиях. Например, в «Скайфолл» герой подключает чужой ноутбук к общей системе компании.
В начале фильма «Соцсеть» мы видим, как Марк Цукерберг занимается веб-скрейпингом — пытается скачать данные с сайта университета, в данном случае фото красивых девушек. Алгоритмы, которые собирают данные с уже существующих сайтов, действительно распространены. Но обычно компании борются с веб-скрейпингом, чтобы сохранить авторские права и персональную информацию своих пользователей. В остальном вся сцена написания кода довольно правдивая: код написан на HTML, а Марк использует команду get.
Затем Марк пишет Facebook* на PHP. За основу он берет алгоритм, который используют в турнирных шахматных таблицах, меняет его и применяет для оценки девушек. Прототип соцсети написан на PHP — это правда. Но этичность использования алгоритма для оценки девушек очень сомнительна. Сейчас IT-компании озабочены этичностью своих действий, поэтому подобные сервисы просто не могут существовать.
Кино отражает современную культуру и помогает нам увидеть эволюцию образа IT-специалиста.
В 80-х программисты в фильмах выглядели как городские сумасшедшие и ребята со странностями.
В 90-х айтишник — это супергерой, который может творить технологические чудеса.
Нулевые развенчали миф о суперспособностях айтишников, и в кино начали показывать устройство офисов IT-корпораций и людей, которые там работают.
В 20-х IT-сфера стала чем-то плюс-минус понятным. Теперь в нее может попасть каждый, кто этого действительно хочет.
*принадлежат Meta Platforms, деятельность которой признана экстремистской в РФ и запрещена.